Грантовые проекты

    • + Проекты внутреннего финансирования

      На основании Положения «О конкурсе внутреннего финансирования научных, научно-технических и прикладных работ», утвержденного решением Правления от 26 апреля 2023 года, определены победители Конкурса внутреннего финансирования научных, научно-технических и прикладных работ. Из 17 поданных заявок, по итогам конкурса 10 проектов были одобрены к финансированию.

      Приказ о выделении финансирования для реализации проектов

          • Грантовое финансирование

          • Грантовое финансирование

          • Грантовое финансирование

          • Грантовое финансирование

          • Грантовое финансирование

          • Грантовое финансирование

          • Development-грант

          • Финансирование эмпирических исследований (Lesson Study, Action Research)

          • Финансирование PostDoc

          • Финансирование PostDoc

      + Текущие проекты
        • Тема: Отражение движения алаш в национальной литературе и личность интеллигенции

          Аннотация

          Всем известно, что художественное произведение является документом эпохи. Ни алашское движение в казахской истории, ни деятельность национальной интеллигенции, активно участвовавшей в решении проблем страны, не нашли отражение в литературе начала ХХ века. Правда, творчество алашординских поэтов и писателей изучалось с разных ракурсов, и до сих пор изучается. Однако до настоящего времени в казахской литературоведении не было исследований, специально затронувших отражение Алашского движения в национальной литературе.

          С учетом таких актуальных проблем в литературоведении, в настоящем проекте мы намерены затронуть две большие проблемы и работать в этом направлении. Первое – это доказать, что алашское движение, занимающее большое место в казахской истории, нашло отражение в художественных произведениях начала ХХ века, второе - пропаганда в отечественных и зарубежных изданиях личности деятелей Алаша, отдавших свою жизнь за судьбу нации.

          В системной дифференциации литературного наследия Алашского движения и роли духовных ценностей в воспитании молодежи в произведениях, характеризующих судьбу национальной интеллигенции в современной казахской литературе, опираемся и на теоретические положения и исследовательские методики современного литературоведения. Кроме того, при детальном изучении наследия деятелей Алаша предполагается рассмотреть музейные, архивные материалы, которые находятся в городе, где проживали, получали образование и осуществляли деятельность. Планируемые задачи и мероприятия по реализации имеют большое значение не только в литературной, исторической и культурной сфере казахского общества, но и в системе образования.

          Что касается ожидаемых результатов проекта, то планируется публикация статей в зарубежных рецензируемых научных журналах, в том числе в рецензируемом научном издании на базе Scopus с процентилем 35 по CiteScore и отечественном научном издании, рекомендованном ККСОН. В рамках проекта запланирована научная монография, которая будет издана в отечественной типографии. Будет разработан электронный учебник, в котором будет представлено наследие алашской интеллигенции, которым смогут воспользоваться как учителя школ, так и обучающиеся педагогических вузов.

          Цели проекта: При определении проявления движения "Алаш" в литературе начала XX века необходимо проанализировать литературное наследие поэтов и писателей "Алаш", выявить ключевые моменты в их произведениях, а также систематически изучать художественный образ национальной интеллигенции в современной казахской литературе в сравнении с ее исторической фигурой.

          Задачи проекта:

          Перед казахским литературоведением стоит задача определения проявления движения Алаш в литературе начала ХХ века и разработки методологических принципов представления личности интеллектуалов во всех аспектах. Это позволяет широко использовать новейшие методы исследования при сравнительном анализе литературных произведений с историей. В соответствии с целями проекта установлен следующий перечень задач: – Систематический отбор произведений из литературы начала XX века, их разделение на этапы и сбор материалов, описывающих проявление движения Алаш; – Научно определить основу произведений алашских поэтов и писателей для формирования идеи освобождения в начале XX века; – Раскрыть место движения “Алаш” в истории нации на основе стихотворений и статей, опубликованных в Республиканской прессе “Айкап”, “Казах”, "Алаш" и др.; – Анализ представлений о судьбе нации в произведениях А. Байтурсынулы, М.Дулатова, С. Торайгырова, М. Жумабаева и др.; – Девиз "Алаш", определивший место движения "Алаш" в истории нации, изучение исторической личности национальной интеллигенции в дифференциации основных идеалов литературы; – Сравнение идеи освобождения в национальной литературе с литературой другого народа, оценка важности и совместимости и ее популяризация в зарубежных научных публикациях; – Системный анализ места духовных ценностей в воспитании молодежи в произведениях, описывающих судьбу национальной интеллигенции в современной казахской литературе. Каждая из этих задач, выполняемых при достижении цели проекта, имеет свой собственный вес. При определении характера движения "Алаш" по литературе начала XX века необходимо систематически анализировать наследие национальной интеллигенции и отдельно рассматривать секреты ее притч. По сравнению с историческими данными той эпохи, мы не сомневаемся, что исследование принесет большие достижения в соответствии с ожидаемыми результатами.

          Календарный план

        • Тема: Поиск новой кристаллохимии углерод-содержащих соединений: первопринципное исследование тройных систем X-C-O (X=Be, Mg, Ca).

          Аннотация

          На сегодняшний день все проведенные исследования по теоретической разработке и синтезированию новых стабильных модификаций соединений XO-CO2 в низкотемпературном диапазоне ограничено лишь несколькими исследованиями. В настоящем проекте мы планируем проведение систематического теоретического поиска в треугольниках составов X–C–O (X = Be, Mg, Ca) в широком интервале давлений от 0 до 50 ГПа. Помимо упоминавшихся окисленных форм в этот треугольник составов также попадают карбиды – материалы, имеющие потенциал использования в качестве абразивов, в частности для изготовления колонковых буров, использующихся при эксплуатации нефтяных месторождений Республики Казахстан. В силу доступности и низкой цены исходных реагентов (карбонатов и оксидов Ca, Mg), открытые окисленные формы в треугольнике составов, могут быть использованы в строительной и сельскохозяйственной отраслях. Проведенные расчёты послужат основой для целенаправленного синтеза новых соединений, исследования их свойств и перспектив применения в народном хозяйстве.

          Цель проекта: Основной целью проекта является поиск и разработка стабильных соединений и кристаллических структур в системах Be-C-O, Mg-C-O и Ca-C-O в интервале давлений 0-50 ГПа и оценка их физических свойств.

          Задачи проекта:

          • Систематический поиск стабильных составов в системах Be-C-O, Mg-C-O и Ca-C-O в интервале давлений 0-50 ГПа;
          • Провести детальный структурный анализ предсказанных соединений, в частности провести поиск структурных аналогов;
          • Оценить динамическую стабильность предсказанных структур с помощью расчетов фононных спектров;
          • Определить интервалы давлений и температур в которых устойчивы обнаруженные фазы и оценить оптимальные условия их синтеза;
          • Рассчитать электронные и упругие свойства предсказанных соединений. Разработка стабильных соединений и кристаллических структур в системах Be-C-O, Mg-C-O и Ca-C-O в интервале давлений 0-50 ГПа

          Ожидаемые результаты на русском языке

          • Нанокластеры с псевдобинарными сечениями модифицированных Be-C-O, Mg-C-O и Ca-C-O соединений в диапазоне низких давлении;
          • Оценка с помощью эволюционных алгоритмов функции потенциала с сопоставлением области структурных изменений (области высоких энергий, напряжений и локальных деформаций) как ключевых факторов зарождения различных модификаций систем Be-C-O, Mg-C-O и Ca-C-O;
          • Методика определения количественной точной спектральной функции с использованием подходов суперячейки и конечных смещений;
          • Фазовые Р-Т диаграммы с применением решеточной динамики в рамках квазигармонического приближения;
          • Оценка упругих постоянных и давлений фазовых переходов и анализ изменения структурных параметров под воздействием давления.
          • Будет опубликовано - не менее 3 (трех) статей и (или) обзоров в рецензируемых научных изданиях по научному направлению проекта, входящих в 1 (первый), 2 (второй) и (или) 3 (третий) квартиль по импакт-фактору в базе Web of Science и (или) имеющих процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 50 (пятидесяти);
          • не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом зарубежном или отечественном издании, рекомендованном КОКСОН;
          • либо не менее 2 (двух) статей и (или) обзоров в рецензируемых научных изданиях, входящих в 1 (первый) и (или) 2 (второй) квартиль по импакт-фактору в базе Web of Science и (или) имеющих процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 65 (шестидесяти пяти);
          • либо не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом научном издании, входящем в 1 (первый) квартиль в базе Web of Science или процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 95 (девяносто пяти).

          Календарный план

        • Тема проекта: Разработка образовательного портала для обучения 3D моделированию будущих учителей информатики на основе дополненной и виртуальной реальности (AR/VR)

          Аннотация

          Высокие темпы глобализации и цифровизации экономики, развитие индустрии 4.0 способствуют развитию и широкомасштабному использованию сквозных цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в системе образования. 3D моделирование, направленное как на проектирование образовательного пространства, так и технологических процессов обучения с применением цифровых технологий, в свою очередь представляет собой основу цифровизации образования. Изучение различных аспектов 3D моделирования существенно расширяет представления обучающихся об сквозных цифровых технологиях, современной науке и технике, обеспечивает позитивный опыт применения цифровых технологий в изучаемых дисциплинах. Поскольку реализация интегрируемости цифровых технологий требует глубоких межпредметных связей, то развитие межпредметных связей позволяет создать информационную базу в виде содержательных задач, решение которых стимулирует освоение сквозных цифровых технологий, создает условия для приобретения навыков творческой деятельности.

          Однако статистический анализ предпроектных исследований в области применения сквозных цифровых технологий в образовании говорит о небольшом количестве разработок в этом направлении в нашей стране, именно адаптированных под казахстанскую систему образования и образовательный контент. Можно предполагать, что данные технологии недостаточно исследованы и мало применяются в учебных заведениях страны в силу ряда причин: само AR производство представляют комплексную задачу и затруднено для создания учителями и исследователями, учителя недостаточно владеют готовым инструментарием по разработке 3D моделей, отсутствуют готовые решения по предварительному моделированию AR-объектов и т.д.

          Эффективность и необходимость применения AR-технологий в образовании, с одной стороны, и недостаточная компетентность педагогов в вопросах моделирования 3D-объектов для реализации AR-технологий, отсутствие готовых решений по 3D моделированию и использованию AR-технологий в казахстанском образовании, с другой стороны, вызывает объективную предпосылку для проведения исследований в этой области.

          Решение проблемы мы видим в создании образовательного портала по развитию навыков 3D-моделирования у учителей информатики на основе применения сквозных цифровых технологий, в частности AR/VR. Образовательный портал будет свободно доступным ресурсом по обучению 3D моделированию и применению AR/VR.

          Цели проекта: Цель настоящего исследования разработка образовательного портала для обучения 3D моделированию будущих учителей информатики на основе AR/VR.

          Задачи проекта:

          • Теоретическое обоснование моедрнизации обучения 3D моделированию будущих учителей информатики на основе критического анализа существующих методик и средств обучения 3D моделированию на основе AR/VR;
          • Определить особенности среды обучения 3D моделированию, преимуществ и недостатков в подготовке будущих учителей информатики;
          • Разработка научно-обоснованной методикуи обучения 3D моделированию на основе AR/VR;
          • Определение структуры и содержания контента образовательного портала обучения 3D моделированию на основе AR/VR;
          • Разработка архитектуры и дизайна образовательного портала обучения 3D моделированию на основе AR/VR;
          • Разработка образовательного портала для обучения 3D моделированию будущих учителей информатики на основе AR/VR.
          • Разработка методических рекомендаций по преподаванию и обучению с использованием образовательного портала.

          Ожидаемые результаты:

          • Публикация не менее 2 (двух) статей в научном издании, индексируемом в Arts and Humanities Citation Index или Social Sciences Citation Index базы данных Web of Science или имеющих процентиль по CiteScore в базе данных Scopus не менее 35.
          • Разработка образовательного портала для обучения 3D моделированию будущих учителей информатики на основе AR/VR;
          • Получение свидетельство об авторском праве образовательного портала;
          • По плану проекта после разработки образовательного портала будет разработаны методические рекомендации по преподаванию и обучению 3D моделированию с использованием образовательного портала;
          • Планируется участие в международных конференциях по передовым компьютерным наукам и информационным технологиям (ICAIT 2024) 27-29 октября 2024 г. в Лондан;
          • 2 публикации в отечественных изданиях, рекомендованных КОКСОН.

          Календарный план

           Оттиски

        • ТЕМА: Cинтез, строение и биологические свойства новых эффективных отечественных препаратов в качестве регуляторов роста и развития растений.

          Аннотация:  Для того чтобы стать лидером мирового продовольственного рынка и нарастить сельскохозяйственное производство, Казахстану необходимо: увеличить посевные площади; обеспечить значительный подъем урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий; использовать свой большой потенциал для создания кормовой базы животноводства. Для решения поставленных задач в развитых странах активно внедряются в сельскохозяйственную практику регуляторы роста растений (РРР), позволяющие повысить урожайность и качество сельхозпродукции. Применение РРР во всем мире относится к разряду прогрессивных технологий в агропромышленном комплексе. В рамках данного проекта планируется  синтез новых молекулярных структур  дитиокарбаматов и амидофосфатов алициклического, ароматического рядов и их химическая модификация с целью  создания препаратов в качестве рострегулирующих веществ для зерновых культур, современными методами спектрального анализа  изучение структурных особенностей и реакционной способности в ряду изучаемых соединений, исследования их биологической активности, получение рекомендаций использования их в сельскохозяйственной практике. При проведении исследовательских работ по проекту будут использованы классические методы органической химии и стандартные биологические процедуры по оценке влияния новых биопрепаратов на рост и развитие зерновых культур. Целевыми потребителями полученных результатов являются научно-исследовательские институты, фермеры, агрохолдинги, крестьянские хозяйства.

          Цель: Дальнейшее развитие теории и практики тонкого органического синтеза в области установления строения, реакционной способности и структурных особенностей новых синтетических амидофосфатов и производных дитиокарбонатов, изучение их биологических свойств в качестве потенциальных регуляторов роста и развития растений.

          Задача: Задачами проекта являются: разработка синтеза биопрепаратов нового поколения ростстимулирующего действия; установление строения и свойств синтезированных биопрепаратов на основе физико-химических данных; испытания синтезированных биопрепаратов на биологическую активность в лабораторных и полевых условиях

          Ожидаемый результат: Изучение оптимальных условий методов синтеза новых дитиокарбаматов на основе фенилацетилена, а также амидофосфатов и диамидофосфатов алициклического и ароматического рядов; установление строения и биологической активности новых синтезированных  препаратов на основе полученных данных.

        • Тема: Подготовка конкурентоспособных учителей музыки в условиях модернизации и обновления системы музыкально-педагогического образования

          Аннотация: Современный рынок труда учителей музыки нуждается в конкурентоспособных специалистах, умеющих эффективно применять знания при выполнении профессиональных функций и показывать положительные результаты. Однако, несмотря на то, что педагогические вузы и колледжи ежегодно выпускают молодые кадры в области музыкального образования, средние и высшие учебные заведения ощущают острую нехватку в компетентных практико-ориентированных специалистах, обладающих научно-педагогическим, исследовательским, творческим, рефлексивным и инновационным типом мышления, а также индивидуальным стилем профессиональной деятельности и осознанной потребностью в непрерывном самообразовании. Таким образом, практическая подготовка к педагогической деятельности, овладение современными методами преподавания – одна из важнейших проблем в обучении молодых специалистов в области музыкально-педагогического образования.

          Цель проекта: Исследовать и научно обосновать приоритетные направления, содержание, средства, технологии и методы обучения, обеспечивающие модернизацию и обновление системы музыкально-педагогического образования, в соответствии с национальными и международными приоритетами в области образования, направленных на подготовку конкурентноспособных и компетентных учителей музыки, в условиях современного рынка труда.

          Задачи проекта:

          • Исследовать и выявить ключевые проблемы современного состояния подготовки педагогических кадров по специальности 6В01401 -Музыкальное образование.
          • Изучить и проанализировать соответствующую литературу по теме научного проекта.
          • Изучить международный опыт подготовки будущих учителей музыки по специальности «Музыкальное образование».
          • Выявить, изучить и распространить передовой педагогический опыт лучших учителей музыки, которые имеют подтвержденные педагогические достижения, находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса на уроках музыки.

          Ожидаемый результат: Предлагаемый проект в завершенном состоянии будет представлять научный и практический интерес для всех специалистов, занимающихся проблемами музыкального образования, воспитания и обучения студентов в вузах, в средних специальных учебных заведениях (колледж, училище). В исследовании будут изложены обоснованные результаты, которые позволят научным работникам использовать в качестве научного материала в своих трудах систему и содержание подготовки конкурентоспособных и компетентных учителей музыки. Будут предложены практические материалы, методики и технологии обучения, подтвердившие свою эффективность в процессе исследования.

        • ТЕМА: Разработка обучающих мобильных приложений для инклюзивного образования детей с нарушением слуха

          Аннотация: В учреждениях инклюзивного образования существует много трудностей в обучении детей с нарушениями слуха. Чтобы справиться с этими проблемами, учителя стараются проводить свои занятия более эффективно, используя различные приемы и технологии. Групповые занятия с детьми с нарушениями слуха направлены на развитие коммуникативных способностей ребенка и обогащение его словарного запаса. Иногда ребенок может не до конца осмыслить поставленную задачу, в результате чего темп выполнения задания и его эффективность значительно снижаются. Следовательно, для учащихся с нарушениями слуха усвоение больших объемов текстов в учебниках представляет значительную трудность, поскольку словарный запас этих учащихся не соответствует словарному запасу их слышащих одноклассников. Чтобы избежать этого несоответствия, цифровые технологии в настоящее время все чаще используются в инклюзивном образовании, особенно при обучении детей с нарушениями слуха и речи. Дети осваивают цифровые технологии относительно быстрее, чем взрослые. Поэтому использование цифровых технологий во время уроков и воспитательной работы оказывает существенное влияние на их развитие. Как показывает опыт, если на уроке используются мультимедийные презентации, интерес детей к занятиям и уровень когнитивных способностей значительно повышаются. Поэтому в инклюзивном образовании для детей с потерей слуха большую пользу приносят образовательные мобильные приложения, дополненные различными анимированными и иллюстрированными изображениями.

          Цель: Целью проекта является разработка образовательных мобильных приложений, которые расширяют когнитивные способности и интересы детей с нарушениями слуха во время инклюзивного образования и могут быть использованы в качестве средства коммуникации в инклюзивной среде.

          Задача: 

          • анализировать и изучать работы зарубежных и отечественных ученых в области инклюзивного образования, в том числе для лиц с нарушениями слуха;
          • выявить возможности цифровых технологий, используемых для улучшения когнитивного развития детей с нарушениями слуха, особенно с полной потерей слуха;
          • узнать больше о методах работы с детьми с нарушениями слуха и разработать алгоритм и модель создания мобильных приложений для инклюзивной образовательной среды;
          • разработать мобильные приложения для детей с нарушениями слуха, чтобы они могли должным образом усваивать информацию, предоставляемую во время занятий, и расширять свои интересы, а также использовать их как средство общения с инклюзивной средой.

          Ожидаемый результат:  Для разработки мобильного приложения для инклюзивного образования детей с нарушениями слуха будут проведены исследования с целью выявления существующих компьютерных программ, приложений, направленных на предоставление специальных знаний, и их доступности.

        • ТЕМА: Теория и практика мониторинга соответствия нормам литературного языка программ (2017-2024 гг.) на телеканале «Балапан»

          Аннотация:  Когда наука и техника, промышленность, рыночные отношения и экономические связи с зарубежными странами набирают обороты, лингвисты должны следить за тем, чтобы язык не отклонялся от нормы. Когда изменения в обществе влекут за собой изменения не только в разговорной речи народа, но и в литературном языке, необходимо сохранять нормы литературного языка и придерживаться принципа самобытности языка. Молодое поколение, подрастающее поколение, наследует язык. Известно, что интернет и телевидение заменили художественные произведения, развивающие их язык. Большинство казахстанских детей смотрят канал "Балапан" по телевизору. Поэтому актуальным вопросом является изучение языка программ канала "Балапан", нормализация морфонологических, лексико-семантических и дискурсивных нарушений, нарушающих языковую норму, и проведение его нормализации.

          Цель: Канал "Балапан" для казахоязычных детей, который регулярно транслирует информацию во все уголки Казахстана, был взят в качестве объекта исследования, и в результате определения соответствия языка программ литературной норме, в результате выявления отклонений от нормы, создания руководство по соблюдению нормы литературного языка, адаптированное к детскому языку, морфонологическому, лексико-семантическому, дискурсивному уровню предназначено для мониторинга и нормализации структур, нарушающих языковую норму.

          Задача

          • Группировка, сортировка, систематизация текстов программ телеканала "Балапан".
          • Дифференциация морфонологического уровня адаптации текстов программ телеканала "Балапан" к норме литературного языка;
          • Дифференциация лексико-семантического уровня адаптации текстов программ телеканала "Балапан" к норме литературного языка;
          • Определение содержательно-смысловых связей между внутридискурсивными речевыми актами в подготовленных сценариях и приведение их в соответствие с литературно-лингвистической нормой.
          • Внедрение результатов тестирования на практике.

          Ожидаемый результат:  Определяется соответствие языка програм

        • Тема: Научная концепция гендерного образования в вузах Республики Казахстан: теоретико-методологические основы

          Аннотация: Идея проекта основана на разработке научной концепции, исследуя междисциплинарный аспект содержания гендерного образования в современном Казахстане. Определение проявления языка и литературы, культурно-исторических явлений в содержании гендерного образования, определение политического, исторического, социального, экономического аспекта гендерного образования-связано с необходимостью развития теоретических и методологических основ образования социально-гуманитарного направления. Реализация проекта позволит усовершенствовать научную теорию образования в межпредметных связях, тем самым создать новую модель гендерного сознания и гендерных отношений в обществе, создать новую парадигму гендерных отношений. В ходе реализации проекта будет заложена научная основа еще одного нового направления в области гуманитарного образования в Казахстане.

          Цель: Цель проекта-изучение содержания гендерных дисциплин в вузах Казахстана в междисциплинарном аспекте, дифференциация и систематизация взаимосвязей направлений в гуманитарной сфере. Разработать научную концепцию гендерного образования в Казахстане с сопоставлением теоретических подходов к гендерному образованию в мире, подготовить концепцию обучения, представить модуль гендерного образования (направления языка, истории, литературы, социологии, экономики).

          ЗАДАЧИ

          • проанализировать содержание государственных программ, направленных на гендерное образование в Республике Казахстан, определить основные принципы гендерного образования с целью выработки основ нового гуманитарного образования;
          • научная экспертиза содержания межпредметных связей в образовательных документах Казахстана для изучения взаимодействия дисциплин в образовании;
          • проведение хронологических исследований по ведению дисциплин в очагах образования с целью отражения истории возникновения гендерного образования в Казахстане;
          • проведение SWOT-анализа, научно-методической экспертизы содержания учебных программ и силлабусов с целью выявления предметных связей в содержании гендерного образования;

          Ожидаемые результаты:  

          • не менее 2 (двух) статей или обзоров в рецензируемом научном издании, имеющем 35 (тридцать пять) процентилей по Social Science Citation Index или Arts and Humanities Citation Index базы Web of Science и (или) CiteScore базы Scopus;
          • не менее 6 (шести) статей или обзоров в рецензируемом зарубежном и (или) отечественном издании, рекомендованных ФГОС НОО;
          • не менее 2 (двух) статей или статей в рецензируемых научных изданиях, индексируемых Science Citation Index Expanded и содержащих не менее 65 (шестидесяти пяти) процентилей по импакт-фактору 1 (первый) или  (второй) квартиль по импакт-фактору в базе Web of Science и (или) Scopus по CiteScore в базе Scopus;
          • не менее 2 (двух) статей и (или) обзоров в рецензируемых научных изданиях, индексируемых Arts and Humanities Citation Index в базе Web of Science;
          • будет создано База данных о гендерных дисциплинах в вузах РК. 
      + Завершенные проекты
      • Тема: Система концепций в мировоззрении древних тюрков

        Аннотация: Как сказал Первый Президент Республики Казахстан, Лидер нации Нурсултан Назарбаев: «Тюркский мир - это тот золотой мост, который связывает наше современное время с древней тюркской культурой. Тюркские народы в евразийском пространстве внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Требует детального изучения и роль тюркских народов, родивших Махмуда Кашкари, Юсуфа Баласагуна, аль-Фараби, Ибн Сина, аль-Хорезми, Ахмета Яссауи, Улугбека, Алишера Навои и других всемирно известных личностей. Мы имеем общие корни, общий язык, и это должно быть направлено на улучшение отношений между нашими странами. Мы должны использовать это наследие в творческих целях. Таким образом, мы можем призвать все человечество идти по пути мира, согласия и взаимного уважения», нашей целью является возродить работы по изучению тюркского мира.

        В истории человечества как традиционное мировоззрение, состоящее из сложного набора религиозно-философских и историко-практических знаний всех народов, основывается на концепции «божественной святости»,  также основные постулаты традиционного тюркского мировоззрения основаны на познании божественной религии. Согласно этой системе мышления, Бог является «хозяином» и «покровителем» человека и окружающей среды. Известно, что древние тюрки формировали познание божественности через поклонение Небу, Земле, Воде и, самое главное, Богу.

        В мировоззрении древних тюрков мир наполнен концепциями, основанными на четко определенных понятиях и основанных на двустороннем подходе в контексте классической категории. Следующие бинарные параллели были выявлены в древнетюркских культурных артефактах: в частности, вверх-вниз, восток-запад, север-юг, вперед-назад, далеко-близко, светло-темный, день и ночь, предок и поколение, свой-чужой, большой- маленький, жизнь и смерть, много и мало, богатые и бедные, мужчина и женщина, Бог (Небеса) и Мать Умай (Земля-Вода), человек и общество. Противоречивые позиции, такие как верх и низ, восток и запад, север и юг, ближнее и дальнее, свое и чужое, большое и маленькое, человек и общество, были характерны и для многих народов Востока и Запада. По содержанию принципы данной категории объединяют одну модель или один образ древнетюркского мира во всем мире через концептуальные системы мировоззрения, пространства, времени, объема, духовной этики, социаума и этнокультуры.

        Цель проекта:Целью проетка является определить систему понятий в мировоззрении древних тюрков, привести эти понятия в соответствие с концепцией Абая о «целостном человеческом учении» и обосновать казахское мировоззрение в рамках президентской программы «Модернизация общественного сознания». Достичь результатов исследования, в котором разъясняются механизмы реализации концепции «формирования нового качественного человека» в Послании Президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана.

        Задачи проекта: 

        • определить теоретические концепций и взгляы на историю происхождения тюркских языков, мировоззрение тюрков на этапе развития в соответствии с антропоцентрическим направлением;
        • проанализировать исследовательские работы в области лингвокультурного, лингвокогнитивного направления по модели Мира в древнетюркском наследии;
        • проанализировать исследовательские работы в области лингвокультурного, лингвокогнитивного направления по модели Человека в древнетюркском языке, анализ подхода к проблеме концепции в тюркскому и казахском языках;
        • сопоставить модели Человека и Мира в наследии Гильгамеша, Орхон-Енисей, Коркыт, Кашгари с исследованиями в истории мировой и отечественной науки;
        • собрать материалы из шумерских и древнетюркских артефактов, образующих концептуальное поле, классификация структурных особенностей мировоззрения древних тюрков о времени и пространстве;
        • систематизировать представления о модели Человека и Мира в древнетюркском мировоззрении в сравнении с общетюркским наследием;
        • определить вербальных проявлений концептуального поля применительно к модели Человека и Мира в древнетюркском мировоззрении;
        • понять предысторию знаний древнетюркского мировоззрения, уровня мышления, анализа философских взглядов в сравнении с «Учением о совершенном человеке» Абая;
        • проанализировать идеологические ценности древнетюркских культурных артефактов в сравнении с мировоззренческими ценностями казахского народа;
        • обосновать культурно-антропологические мировоззренческие ценности в древнетюркских культурных артефактах;
        • рассмотреть концептуальную систему в казахском мировоззрении на основе этнолингвистических материалов;
        • проанализировать национальный характер концепта «Тюркский человек» с точки зрения общих представлений в наследии Гильгамеша, Орхон-Енисей, Коркыт, Кашгари, Дж. Баласагуна, аль-Фараби и Абая;
        • создать модели «Совершенного человека» Абая;
        • подготовить программы спецкурса «Образ совершенного человека в учениях мыслителей».
        • собрать материалы к монографии «Образ совершенного человека в древнетюркско-казахском мировоззрении».

         Итоговый отчет проекта

      • Ибраймова Лира

        Тема: Изучение казахского языка через цифровые ресурсы на основе национального бренда

        Аннотация: Языковое образование, пройдя через прогресс в развитии, в настоящее время переместилось на внутреннюю ментальную природу человека и механизмы мышления. В казахском языкознании языковые исследования поднялись на познавательный уровень, находя пути их освоения через национальную специфику, ментальный характер, национальные ценности. В связи с  мировой пандемией, в связи с тем, что онлайн-формат обучения начинает развиваться особым темпом, возникает необходимость трансформации  онлайн-обучения, меняя и методы обучения языку. В соответствии с Государственной программой по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы стоит задача совершенствовать функционирование языка в СМИ, социальной сети, международной коммуникации. Развитие информационных средств, в том числе цифровых ресурсов, показывает, что казахский язык может выйти на международный уровень и принести известность  государству с помощью национального бренда и внести вклад в экономику страны. В свою очередь, изучение казахского языка будет расширяться не только на территории Казахстана, но и за рубежом.

        Цель проекта:

        В связи с изменениями в мировой системе онлайн обучения с целью трансформации обучения языку обосновать, разработать, проверить эффективность на практике, провести апробацию, внедрить в образовательную практику и распространить с помощью цифровых ресурсов во всем мире  комплексную систему «обучения казахскому языку на основе национального бренда посредством цифровых ресурсов».

        Задачи проекта:

        • Проведение анализа передовых отечественных и зарубежных технологий по опыту обучения языку через интернет ресурсы.
        • Написание сюжетных сценариев для видеолекций, подготовка контента онлайн-занятий и видео-уроков.
        • Загрузка подготовленной продукции в Интернет-ресурсы.
        • Коммерциализация полученной продукции.
        • Статистический анализ работ, проведенных в соответствии с проектом.
        • Трансформировать традиционную методику обучения казахскому языку, внедрить полученные результаты в учебный процесс, защитить авторские права.

         РЕЗУЛЬТАТЫ

         Презентация проекта

         ОТЧЕТ ПРОЕКТА 

        Интенсив-курс по теме "Статистика в научных исследованиях" включал изучение закономерностей полученных на практике данных в процессе написания статьи, их анализ и получение в результате правильных выводов. В ходе курса были рассмотрены только основные понятия, которые будут важны при изучении, а их практическое применение объяснено на примерах. Кроме того, в ходе исследования были разъяснены специальные методы предотвращения дефицита данных.
        В результате курса участники научились удобно использовать метрики, необходимые для точности модели, при подготовке своих исследований в виде статей для международных журналов, входящих в базу Скопус.

         ТРЕНИНГ